Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > младенцы до года > движение во младенчестве

Движение во младенчестве

Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше и больше узнают об особенности психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли, которую двигательное развитие играет в общем психическом становлении личности ребенка.

Естественное состояние ребенка – движение. В этом плане важны так называемые двигательные игры, т.е. такая форма обучения, которая побуждает детей к активной деятельности.  Ребенок активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Взрослые же, особенно в современной системе образования, чаще всего видят свою задачу в том, чтобы  успокоить «непоседу» и сделать все возможное, чтобы он сидел смирно и не нарушал обычного хода событий. Мы хотим и требуем, чтобы он смотрел, слушал и не двигался, т.е. ожидаем и поощряем в нем обездвиженное познание и «спокойное» поведение. А ведь движение заложено в нас самой природой. Около 650 мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт. Стиль воспитания и образования, ограничивающий движение ребенка с самого рождения (тугое пеленание, манежи, ходунки, традиционные стульчики для кормления, парты в школе и т.д.), по сути, тормозит самое важное для него – развитие. Невозможность интегрировать интеллектуальные процессы с двигательными, на наш взгляд, являются одной из основных проблем для современного ребенка, в том числе школьника.

Двигательное развитие многосторонне и включает в себя такие сложные, взаимозависимые системы, как: рефлексы и произвольные действия, умение сохранять позу и двигаться в определенном темпе и ритме, умение чувствовать свое тело и координировать между собой различные двигательные схемы. У детей уровень эмоционально-волевого и интеллектуального развития напрямую зависит от уровня двигательного развития. Задержка, торможение в становлении тех или иных компонентов двигательного развития отражается на целостной психике в детском возрасте и влияет на другие этапы взросления. Знания о резервах естественного развития и их использование могли бы помочь многим детям, испытывающим личностные и поведенческие проблемы, и существенно облегчить их жизнь к лучшему.

Двигательное развитие имеет свою структуру и течение, каждый рефлекс, схема движения, система координации движений и пр. появляются в свое особое время. Усвоенные схемы служат поддержкой для развития новых схем движений. Это создает базу для эффективного перехода человека на следующий этап общего развития. Закономерно, что многие известные психологи и педагоги приходили к пониманию того, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного (Ж.Пиаже, Л.Выготский, М.Ибука, М.Монтессори и т.д.). Следовательно, можно утверждать: чем больше у ребенка возможностей двигаться соответственно возрасту и природе, тем активнее он развивает мыслительные процессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обощение), механизмы воображения, творческие способности и речь. Центральным вопросом в двигательном развитии  является вопрос о том, как плавно, сообразно природе ребенка привести его к произвольному движению, которое является базой для развития произвольного поведения и творчества. Например, ребенок получает ярлык «агрессивного», если не может контролировать свои движения, действия и эмоции и не умеет «канализировать» их социально приемлемым способом. Чем слабее у него двигательный контроль, тем активнее «взрываются» эмоции, тем больше он обращается к резким, т.е. «агрессивным» движениям. Таким образом, иногда элементарное знание о движении и коррекция с его помощью могут изменить не только поведение ребенка, но и сделать радостной его жизнь и взаимодействие с окружающим миром. 

Рассмотрим теперь движение в младенческом возрасте. Для направленной стимуляции с первых дней жизни Ярослав Кох, основатель пражской программы «Родители и дети – первый год жизни» выбирал именно двигательные игры, поскольку двигательное развитие удовлетворяет одну из важнейших физиологических и психологических потребностей детей, а в нашей культурной традиции свободное движение младенцев довольно ограничено. Кох считает движение настолько важным, что его концепцию можно назвать «Воспитание движением», т.е. в его концепции рост и развитие ребенка связаны с поддержкой двигательной активности, из чего следует – развитие происходит благодаря движению. Благодаря двигательному развитию ребенок развивается и в целом: свободное движение – одна из важнейших физиологических и психологических потребностей ребенка.

Сначала нужно «пробудить» и активировать рефлексы младенца, дающие ему пройти первые ступени развития и установить первые связи с внешним миром. После того как проведена начальная работа с врожденными рефлексами, можно приступать к развитию самостоятельных движений ребенка. Мы приучаем ребенка только к активному выполнению движения, и в этом состоит принципиальное отличие от традиционной гимнастики для детей до года: на занятиях гимнастикой малыши часто становятся только пассивным «объектом движения», т.е. взрослые фактически манипулируют детьми или  постоянно принуждают их двигаться. Предлагаемые нами игры и упражнения не вынуждают детей двигаться, а только создают для них возможность активно двигаться самостоятельно, если у них возникает такая потребность. Двигательные упражнения, которые мы предлагаем детям, как правило, включены в игры или задуманы как целенаправленные игровые упражнения.

Все способности ребенка можно и нужно развивать с помощью физических двигательных стимулов, но не с помощью механических движений, а в процессе целенаправленной деятельности. Нужно избегать манипуляций с ребенком и пассивности его поведения. Мы не имеем в виду спортивные тренировки или оздоровительную физкультуру. Наши стимулирующие упражнения и игры имеют значение лишь постольку, поскольку они могут способствовать общему развитию детей. Задача взрослого – ответить на вопрос, какие именно упражнения полезны для конкретного ребенка в конкретный момент.

Я. Кох считал, что принятый в некоторых странах подход фактически лишает младенцев свободы движений сразу после рождения. Так, например, в странах, где детей было принято туго пеленать – они на 1-2 месяца позже учились сидеть и ползать. Ребенок, который часто бывает голым, учится производить гораздо больше спонтанных движений, чем одетый. А ребенок, который часто бывает босым, учится хватать предметы ногами почти так же, как и руками. 

Я. Кох в проводимой им двигательной стимуляции исходил из «Гипотезы транспортировки». Ее можно сформулировать следующим образом: в примитивных культурах люди были вынуждены постоянно носить младенцев с собой. Вероятно, матери лишь в самых редких случаях уходили, оставив ребенка, - обычно они носили его на себе, в том числе, когда искали пищу или занимались каким-то другим делом. Вполне вероятно, что детей не всегда носили на руках: их поднимали и клали самыми разными способами и держали в разных позах так, как им позволяла та или иная деятельность матери. Вероятно, эти постоянные переносы ребенка с место на место не были односторонними действиями матери – предположительно ребенок сам принимал участие в этой деятельности, а значит он обладал достаточными нейро-мускульными механизмами, позволявшими ему при этом держать и поворачивать голову, туловище, ноги и руки наиболее удобно с точки зрения физиологии. В этом отношении мать и ребенок образовывали физиологическое единство: они оба приспосабливали свои движения друг к другу. С ростом  ребенка тесная связь между ним и матерью постепенно ослабевает; при транспортировке мать проявляет все меньше активности, а ребенок, наоборот, становится все активнее и самостоятельнее. Кох предполагал, что транспортировка ребенка являлась очень интенсивной двигательной стимуляцией с самых первых дней жизни. Ребенок в изобилии получал физические упражнения, т.к. мать поднимала его, переносила, меняла положение тела, опускала и клала, а  он должен был справляться с этими переменами. Похоже, что ребенок, которого постоянно переносят, находится в более адекватной и благоприятной ситуации, чем тот, который спокойно лежит в кроватке. Ношение ребенка, наряду с кормлением, -- ситуация, создающая наиболее тесный контакт между ним и взрослым. И наиболее благоприятная для развития у ребенка способности ориентироваться в пространстве.

И, напоследок, еще несколько важных  моментов для размышления:

  • Движение – это изменение.
  • Движение – это проявление жизни.
  • Движение – это основа для ориентации в пространстве.
  • Движение – основа обучения.
  • Движение – основа действий.
  • Движение – противоположность устойчивости.
  

Литература:

1. Элла Глушкова  «Семейная мягкая школа»

2. Ярослав Кох «Влияние ранней стимуляции движений на моторное и психическое развитие»

3. Криста Руппельт «Пражские игры» для детей и родителей: игра-движение-обсуждение

4. Ханс Руппельт «Пражская программа «Родители и дети». Истоки, цели, занятия

Яндекс.Метрика