Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > младенцы до года > двигательное развитие

Факторы, влияющие на двигательное развитие

Гизела Штемме, Дорис Айкштедт

Двигательное развитие находится под влиянием самых многочисленных факторов из всех сфер жизни. Мы приведем некоторые примеры, чтобы обрисовать как можно более широкую картину того, что оказывает воздействие и как оно может воздействовать.

Что влияет на двигательное развитие / как влияет


что: Поиск надежного положения (основополагающая ориентация в пространстве).

как: Ребенок переворачивается в удобное положение, каждый раз чуть-чуть изменяя его. например, опираясь о пол разными частями тела.


что: Надежная поза, хороший контакт с полом.

как: Создает хорошие условия и предпосылки для периодов спокойствия и активности.


что: Контакт со знакомыми людьми.

как: Ребенок поворачивается к взрослому; зрительный контакт (глаза «цепляются» и начинают следить), активный язык тела, мимика, голос и звуки, возникает «диалог»: чередование наблюдения и вслушивания с ответными жестами и звуками. «Насытившись» общением, ребенок отворачивается.


что: Контакт с незнакомыми людьми.

как: В зависимости от возраста ребенок либо недоверчиво отворачивается, либо осторожно делает встречное движение: внутреннее напряжение часто проявляется в виде онемения и разряжается либо плачем, либо возрастающим интересом к знакомств и «открытием нового» с помощью активных движений или «обращений».


что: Обращение какого-то человека к ребенку.

как: Настроение другого человека передается ребенку и выражается в напряжении тела и характере движений.


что: Вид обращения: стимулирующий, раздражающий, призывающий

как: Двигательная активность усиливается, ребенок издает звуки.


что: Вид обращения: успокаивающий

как: Двигательная активность уменьшается, поза становится менее напряженной.


что: Контакт с предметами

как: Ребенок поворачивается к предмету, хватает его, ощупывает, изучает, засовывает в рот, рассматривает, перекладывает из одной руки в другую, стучит им. царапает его, выпускает, бросает, хватает ногами и т. д. К большим предметам, например решетке кровати, ребенок может прислониться, оттолкнуться от нее. притянуться к ней, приподняться и т.д.


что: Зрение

как: Глаза фиксируют интересующий предмет и осматривают его; голова следует по направлению взгляда. и тело по возможности устремляется в ту же сторону: ребенок пытается схватить. Когда интерес пропадает, ребенок отворачивается.


что: Слух

как: Глаза ищут источник звука, голова и тело поворачиваются: ребенок поочередно прислушивается и издает звуки. Когда интерес пропадает, отворачивается. Если звук неприятен, отворачивается или плачет.


что: Обоняние

как: Приятный запах: ребенок поворачивает голову и тело, принюхивается. Неприятный - отворачивает голову и тело; защитные движения, возможен плач.


что: Вкус

как: Приятное: на лице отражается удовольствие, радость; ребенок делает встречное движение; чавканье, чмоканье и т. д. Неприятное: лицо морщится. ребенок отворачивается; защитные реакции, возможны срыгивание, рвота, плач.


что: Раздражители (голод, холод, недомогание)

как: Двигательное беспокойство: писк, нытье, хныканье, крик и т. д.


что: Голод

как: Поиск источника пищи: ребенок разворачивается всем телом и делает движения ртом, сосет и делает глотательные движения. Как только утолен первый голод, паузы во время еды все увеличиваются. Часто сосание сопровождается схожими движениями рук (например, ритмичными сжиманиями-разжиманиями кулачков). Подобным же образом в таких движениях участвует все тело.


что: Радость

как: Напряжение тела усиливается: радость от движения, например сильные ритмичные движения руками и ногами, подпрыгивания, потягивания; гуление, лепет, повизгивание, пение, ликование и т.д.


что: Злость

как: Напряжение тела усиливается; двигательное беспокойство, резкие движения; ребенок вытягивается, барабанит руками и ногами, кричит, «ворчит».


что: Усталость

как: Напряжение тела спадает, движения замедляются. Ребенок расслабляется, успокаивается и засыпает.


что: Новое окружение

как: Сначала движения тела минимальны, высокое внутреннее напряжение, интенсивное разглядывание. Изучение окружающей обстановки с помощью взгляда, осторожные повороты головой; лишь когда внутреннее напряжение спадет, движения тела согласуются с направлением взгляда. Присутствие знакомого человека создает чувство защищенности и действует успокаивающе.


что: Интерес к предметам вне досягаемости

как: Ребенок разворачивается в направлении предмета, протягивает руки, движется к предмету (в зависимости от стадии развития: перекатываясь, ползком, на четвереньках и т. д.).


что: Способ обращения с ребенком (когда берут на руки, переносят, одевают, кормят и т. д.)

как: Если темп и требования соответствуют возможностям ребенка, то он может активно принимать участие в происходящем. Если же требования слишком высоки, а темп слишком быстрый, ребенок не в состоянии приспособиться и активно принимать участие в процессе: он остается пассивным и в определенном смысле обделенным.


В зависимости от стадии развития ребенка двигательные реакции в столбце «как» выглядят по-разному. Чем старше ребенок, тем выше он приподнимается над полом, тем более зрелыми, скоординированными и целенаправленными становятся его движения, тем более разнообразными - способы взаимодействия с людьми, событиями и своими собственными переживаниями.

Любое состояние ребенка отражается в его движениях.

Яндекс.Метрика