Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > младенцы до года > 7 принципов Эмми Пиклер

Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер

Перевод с английского Ольги Казак
Редакция Марины Абавари-Тот
Институт Лоци Будапешт, Венгрия

Забота с уважением

Доктор Эмми Пиклер жила и исполняла миссию своей жизни, работая с младенцами у себя на родине, в Венгрии. Будучи педиатром, Пиклер возглавила Дом Ребенка (известный как Лоци) в Будапеште в 1946 году.

Дом Ребенка на улице Лоци и после ее смерти продолжал работать как Государственный Методологический Институт, Центр обучения специалистов, Научно-исследовательский центр. Одну из главных ролей в продолжении работы Э.Пиклер, играла ее дочь, педагог и психолог Анна Тардош. Сегодня она возглавляет Общество Пиклер-Лоци, занимающееся обучением специалистов в Венгрии и за ее пределами, изданием литературы и производством фильмов, связанных с идеями Эмми Пиклер.

Свобода движений младенца оказывает большое влияние на его душевное, интеллектуальное и физическое состояние и развитие. Важно всегда проявлять уважение по отношению к детям. Никому из детей не нужна «помощь» в прохождении жизненных этапов, но мы можем терпеливо поддерживать их.

Э. Пиклер говорила: «По сути, мы воздерживаемся от обучения определенным навыкам и действиям, которые в соответствующих условиях разовьются самостоятельно по детской инициативе».

Э. Пиклер явила собой образец, которому современный мир только начинает следовать. Она понимала, что для того, чтобы ребенок мог развиваться и совершенствоваться согласно законам природы, мы должны принимать во внимание следующий ряд факторов

Принцип 1

Полное внимание, особенно, когда дело касается ухода за ребенком

Многие мамы в наши дни убеждены, что одновременное выполнение большого количества задач – это ценный и крайне необходимый навык. Однако Пиклер считала что, когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, в действительности это не позволяет нам проявлять уважение к нашим детям точно так же, как и к взрослым, когда они требуют нашего полного внимания. Ребенок, получающий от общающегося с ним взрослого сто процентов его внимания, интерпретирует это как воплощение любви к нему. В то же время такое поведение привносит некое спокойствие в нашу жизнь. Гораздо мудрее распределять время, нежели делить внимание!

Принцип 2

Снижение скорости

В наше время безумных скоростей мы с вами и наши дети только выиграют, если мы будем снижать скорость чуть чаще. Мы  разрываемся между задачами, перескакивая с одного действия на другое, создаем суету и ощущение беспорядка. Перевозбужденные большим количеством стимулов, дети становятся капризными, а их матери/воспитатели ощущают стресс. Создавая покой в окружении детей, мы сами испытываем облегчение и умиротворенность; это позволяет детям находиться в среде, где все спокойно и к ним относятся с должным уважением.

Принцип 3

Создаем доверие и строим отношения во время ухода за ребенком

Э. Пиклер была убеждена, что родителям и воспитателям необходимо превратить смену подгузников, кормление, купание и переодевание ребенка в “качественное” время - неспешное и приятное, где ребенок является активным партнером. Природа предусмотрела все таким образом, что если мы предоставим ребенку свободу и безопасность, то он будет учиться тому, что ему необходимо на каждом этапе.

Магда Гербер, ученица Эмми Пиклер и представитель ее философии в США, писала: “Когда вы подходите к ребенку с уважением, вы сообщаете ему, что вы намереваетесь сделать, и даете возможность ответить. Вы исходите из того, что он обладает должной компетенцией и вовлекаете его в процесс ухода, позволяя ему, насколько это возможно, решать свои проблемы самостоятельно. Вы даете ему физическую свободу и не торопите его развитие.”

Принцип 4

Вместе с ребенком, а не вместо него

Создание партнерских отношений с ребенком означает, что вы все время взаимодействуете, приспосабливаясь к потребностям ребенка. Зачастую мы недооцениваем желания и возможности ребенка в этой области. Пиклер видела детей скорее как активных участников, нежели пассивных потребителей заботы. Все это требует от нас больше разговаривать с детьми и быть терпеливыми, давая им время ответить.

Например: Хлои была няней 12-месячного Ангуса. Его мама сказала ей: “У него сегодня сопли, а он терпеть не может вытирать нос, так что ты уж постарайся.” Хлои заметила, как мама Ангуса (нежно) отклоняет левой рукой его голову назад, а правой вытирает нос. Вполне понятно, что мальчик сопротивляется такому “захвату”. Когда Хлои заметила у него сопли, она достала платок и протянула его на раскрытой ладони. Она показала платок Ангусу и тихонько сказала: “Ангус… у тебя сопли… нам надо вместе их вытереть.” И она подождала. Ангус посмотрел на платок, а затем на Хлои. Она все еще ждала. Он снова посмотрел на платок… а потом опустил в него свое маленькое личико, чтобы они смогли вытереть его сопли вместе. Наблюдать ребенка, которому дают возможность взаимодействовать просто чудесно!

Принцип 5

Мы не придаем ребенку такое положение тела, которое он еще не может принять самостоятельно

Причина этого в том, что дети оказываются в ловушке и более не свободны в своих движениях. По сути дети становятся словно узниками своего тела. Пиклер видела тысячи положительных последствий Свободного Движения: «Учась переворачиваться на животик, ползти, сидеть, стоять, ходить, (ребенок) не только осваивает эти навыки, но и учится их осваивать. Он учится делать что-либо самостоятельно, любопытствовать, пробовать и экспериментировать. Он учится преодолевать трудности. Он узнает радость и удовлетворенность, приходящие с успехом, как результат его настойчивости и терпения».

Посмотрите на новомодные «помощники» родителей на рынке товаров, которые ограничивают движения ребенка. Коляски, ходунки, высокие стульчики, качели, прыгунки, гамаки, кроватки, манежи и автомобильные кресла – все это наиболее распространенные приспособления. Некоторые из них действительно правомерны в использовании (например, автокресло во время поездки на машине), но многие используются на протяжении долгого времени, не позволяя ребенку свободно двигаться. Обычно использование всех этих приспособлений обусловлено удобством родителей, а вовсе не нацелено на развитие детей.

Принцип 6

Не прерывайте игру ребенка

Эмми Пиклер говорила, что родителям нет необходимости развлекать их детей: находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно «развлекать»  себя сами.

Во время непрерываемой вмешательством взрослых игры дети развивают независимость и осваивают свой мир. Именно в этот момент начинается формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Родители уверены, что относятся к своим чадам с уважением. Но если повнимательнее присмотреться к любящим и желающим добра родителям, то можно увидеть, как они частенько прерывают игру своих детей, даже не задумываясь, и ведут себя иной раз таким образом, что это вряд ли можно назвать уважением.

Принцип 7

Дети постоянно посылают нам сигналы. Важно уметь настроиться на их волну

Когда малыш отворачивает свою голову от очередной ложки с овощами, очевидно, что он сообщает: «Мне уже хватит». Зачем же тогда вполне разумные взрослые предлагают следующую ложку со словами: «Давай-ка еще одну за мамочку» ? В этот момент мы, в свою очередь, сообщаем ребенку: «Я знаю, что ты хочешь мне что-то сообщить, но мне все равно». А так как дети возвращают родителям ровно то, что получают от них, можно себе представить, куда это их приведет через 4 года или 14 лет!

Яндекс.Метрика