Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > свободная и сюжетно-ролевая игра

Свободная и сюжетно-ролевая игра

 

Свободная игра для детей до 3 лет

Эпизод свободной сюжетно-ролевой игры
Игра в доктора

Игровая – форма работы с детьми, подразумевающая недирективный подход к организации детской активности в насыщенной среде. Дети с родителями, попадающие в пространство Игровой, сами определяются в своих предпочтениях. Специалисты, ведущие Игровую, инициируют игры и занятия, а дети и сопровождающие их взрослые решают, к чему они хотят присоединиться. Также специалисты стимулируют игровое взаимодействие между детьми, помогают урегулировать детские конфликты, готовы отвечать на вопросы родителей о развитии и поведении детей. Пространство Игровой разделено на несколько зон активности со специально подобранными игрушками. 

Набор игрушек для свободной игры разнообразен и предоставляет детям разного возможности как для освоения нового (дидактические игры) так и для выдоха и расслабления (сюжетные игрушки, предметы для манипулирования, исследовательской деятельности). Кроме момента отдыха как для родителей, так и для детей, пространство свободной игры имеет значение для социализации, приобретения навыков общения, решения конфликтов, способности делиться и учитывать интерес партнера. Это создает развивающую ситуацию и для родителей, возможность наблюдать различные стили общения с детьми, видеть особенности своего ребенка во взаимодействии с окружающими, осознавать свои реакции на поведение ребенка. Педагоги готовы обсудить возникающие ситуации, прокомментировать происходящее, стараются задавать паттерны позитивного поведения в острых ситуациях. Основными целями Игровой являются свободная игровая активность и общение детей друг с другом.

 

Сюжетно-ролевая игра для детей старше 3-х лет

Многие из вас, наверняка, зададутся вопросом, зачем же специально приходить играть? Дети, ведь, и так все время играют... И действительно, почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Давайте разберемся, что же такое игра и какая в ней польза, зачем она нужна, и как мы можем в этом помочь.

Игрой оказывается независимая деятельность, в которой ребенок может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, которые так часто исходят от взрослых. Если побывать на «Площадке игры и общения», открытой несколько лет назад Егором Бахотским в центре Москвы, то первое, что можно заметить – это то, что детям очень нравится играть друг с другом в такой атмосфере, где есть большая степень свободы и спонтанности, где они сами решают, во что играть и кем им быть. Игра для ребенка оказывается средством самореализации и самовыражения, она позволяет ему построить свой собственный мир.

В игре ребенка привлекает сам процесс действования, но действие это не настоящее, а «понарошное». Именно действие в воображаемой ситуации и делает игру хорошим средство для самореализации. В игре ребенок такой, каким он хочет быть – добрый или трусливый, злобный монстр или очаровательная принцесса. Во многом он сам может повлиять на события, в которых участвует. Игра помогает еще раз прожить важное жизненное впечатление то количество раз, которое необходимо для того, чтобы его «переварить», и в то же время помогает и избавиться от негативных переживаний и чувства неудовлетворенности, если в обычной жизни что-то не получилось.

Помимо этого, игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать разные стремления, в том числе стремление действовать как взрослый. Важна игра и для психического развития.  Психологами установлено, что прежде всего в игре рождается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности (кстати, обратите также внимание на нашу школу журналистики для малышей, где дети, как одно из направлений, как раз будут знакомиться с разными профессиями). Ребенок воссоздает поступки, решает как поступить – и это уже развитие «социальных» эмоций, способность взаимодействовать с другими людьми. Ценна игра и тем, что в ней ребенок получает и опыт произвольного поведения, учится  управлять собой уже без контроля со стороны взрослых и соблюдая правила игры.

Создатель  «Площадки игры и общения» Егор Бахотский , вслед за современными исследователями игры, говорит о том, что в последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения детей с рождения, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности . И это исключительно печальная тенденция. Детей бесконечно развивают, рано учат писать и считать, забывая о самой естественной и полезной деятельности для них. Сейчас, когда практически исчезла дворовая культура, нет ни времени, ни места, где можно было бы играть со сверстниками в том объеме, как это было раньше. При этом психологические исследования показывают, что ребенок, который «не доиграл» в детстве будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем дети, имеющие богатый игровой опыт.

Очень важно осознать, что игра – это не пустое занятие, что она не только исключительно приятна сама по себе, но и является мощным средством развития. Но чтобы игра стала «генератором развития» ребенок должен овладеть этой деятельностью во все полноте (что в современном обществе происходит отнюдь не автоматически – многие дети совсем не умеют играть), стать «человеком играющим»,т.е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь. Егор Бахотский говорит, что главное – это получить удовольствие от игры, только тогда она будет полезна всем. Но игра - это еще и свобода, и самовыражение, и преодоление себя – победа, радость от примирения или от выполнения трудной задачи.

КАК устроена наша сюжетно-ролевая игра?

Важно понимать, что это не занятие, а свободное действо. В начале дети во главе с ведущим садятся в круг, каждый САМ выбирает себе роль (и эта роль накладывает определенные ограничения, которые важно соблюдать – именно в этом развивающий эффект игры. Как правило, дети сами строго следят за выполнением этого правила, хотя отдельно оно никак не оговаривается). Дети воображают себя принцессами, ветеринарами или драконами,  иногда берут роль персонажа из книги или мультфильма. В кругу оговаривается только начало сюжета, дальше он развивается по ходу движения. Более того, дети имеют право роль менять по ходу игры. Взрослый помогает сюжету развиваться, поддерживает тех детей кому трудно, помогает делать инвентарь  и выстроить мир «понарошку». В игре не используются готовые костюмы или игрушки – необходимый инвентарь изготавливается на месте и вместе с родителем создаем нужный образ (для игры используются многочисленные ткани, природные материалы, картон, фольга и т.д.)

КАКОГО ВОЗРАСТА детей мы приглашаем играть?

МАЛЫШИ 1,6-3 лет: для них в первую очередь это – созданная игровая среда. Пространство обустроено таким образом, чтобы сподвигнуть малыша исследовать окружающие предметы и начать с ними взаимодействовать. Для малышей этого возраста еще характерна параллельная  игра, но в нужной среде они уже начинают замечать, что делает другой, а иногда и начать непосредственно общаться.

У ДЕТЕЙ с 2 лет можно начинать формирование у ребенка действий с предметами-замечтителями, т.е. учиь его использовать в игре вместо одной вещи другую. Примерно лет до 4 в игре важны сами действия (мишка поел, поспал, поехал на машинке).

ДЕТИ 3-6 лет. До 6 для детей уже важен сам сюжет. 

ДЕТИ 4-7 лет.  После 6 лет в игре на первый план выходят диалоги,  т.е. человеческие взаимоотношения.

ПРО РОДИТЕЛЕЙ:  даже при осознании родителем всей важности игры,  многим играть трудно и непонятно, как именно это делать. Очень сложно отвлечься от контролирующей родительской роли, отпустить ребенка в вольное плавание, да еще и самому, например, войти в образ! Мы даем возможность родителям тоже научиться – многие  с интересом наблюдают за игрой своих детей, а некоторые проявляют инициативу и решают играть сами, выбирают себе роль. Если нет желания участвовать, можно просто тихонечко поболтать с другими родителями или заняться своими делами.

КАК записаться на игру?

Сюжетно-ролевая игра – это каждый раз непохожее на предыдущее действо, а не постоянное занятие. Поэтому происходить она будет по запросу и по записи. Приходите, поиграем!

Запись по телефону:   8 (926) 586-82-53 Дарья

 

При подготовке статьи использовались мудрые мысли создателя «Площадки игры и общения» Егора Бахотского, а также материалы из книги «Как играть с ребенком» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Как играть с ребенком» (Москва, Линка-пресс», «Обруч», 2015).

Яндекс.Метрика