Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > младенцы до года > теория привязанности

Теория привязанности

Теория привязанности описывает динамику долговременных отношений между людьми. Наиболее важное положение теории привязанности состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился («воспитателем», англ. caretaker). Теория объясняет также, как взаимодействие родителей с ребёнком влияет на развитие последнего.

Теория утверждает, что дети развивают привязанность к тем людям, которые чувствительны и отзывчивы при социальном взаимодействии с ними. В то время, когда дети начинают ползать и ходить, они стремятся использовать объекты привязанности (знакомых людей) как надёжную базу, от которой начинается изучение мира и к которой они могут вернуться. Ответное отношение воспитателей (обычно — родителей) приводит к развитию определённого типа привязанности, который, в свою очередь, приводит к формированию внутренних рабочих моделей, которые определяют восприятие, эмоции, мысли и ожидания индивида в последующих взаимоотношениях. Беспокойство или скорбь после утраты объекта привязанности считается нормальной и адаптивной реакцией для ребёнка. Такие стратегии поведения могли развиться из-за того, что они увеличивали вероятность выживания ребёнка.

В рамках теории привязанности понятие «привязанность» означает эмоциональную связь или узы между индивидуумом и объектом привязанности (обычно воспитателем). Такие связи могут быть взаимными между двумя взрослыми, но между ребёнком и воспитателем эти связи основаны на потребности ребёнка в безопасности, охране и защите, имеющими первостепенное значение во младенчестве и детстве. Теория утверждает, что дети привязываются к опекунам инстинктивно. Биологической целью является выживание, а психологической — безопасность.

Дети привязываются к любому постоянному воспитателю, который проявляет чувствительность и отзывчивость в социальных взаимодействиях с ними. Причём качество такого социального обязательства имеет более важное значение, чем продолжительность потраченного времени. Обычно главным объектом привязанности выступает биологическая мать, но эту роль может взять на себя любой, кто продолжительное время последовательно проявляет материнское поведение на протяжении некоторого времени. В теории привязанности термин «материнское поведение» означает образ действий, включающий живое социальное взаимодействие с ребёнком и охотные ответные реакции на сигналы и обращения. Ничто в этой теории не указывает на то, что отцы не могут стать равноценными объектами привязанности, если они больше других заботятся о ребёнке и участвуют в соответствующем социальном взаимодействии.

Некоторые дети направляют соответствующее поведение (поиск близости) более чем на один объект привязанности почти сразу же, как только устанавливают различия между воспитателями; большинство приходят к этому на втором году жизни. В этом случае объекты выстраиваются в иерархию, а главный объект привязанности оказывается наверху. Активация поведенческой системы привязанности, которая вызывается страхом перед опасностью, называется «тревогой». Предчувствие или страх оказаться отрезанным от объекта привязанности называется «беспокойством» . Если объект недоступен или не отвечает, ребёнок начинает чувствовать беспокойство из-за разлуки . У младенцев физическое разделение может вызвать беспокойство и злость, за которыми следуют грусть и отчаяние. К 3-4 годам физическое разделение более не является такой угрозой для связей ребёнка с объектом привязанности. Угрозы для чувства безопасности у старших детей и взрослых возникают от продолжительного отсутствия, нарушений в общении, эмоциональной недоступности или признаков отвержения или отказа.

Модели поведения

Поведенческая система привязанности служит для поддержания или обретения более тесной близости к объекту привязанности. Предпривязанническое поведение наблюдается в первые шесть месяцев жизни. На первом этапе (первые восемь недель) дети улыбаются, гомонят и плачут, чтобы обратить на себя внимание воспитателей. Хотя дети этого возраста учатся различать опекунов, такое поведение направлено на каждого человека, находящегося поблизости. На втором этапе (от двух до шести месяцев), ребенок усиливает различие между знакомыми и незнакомыми взрослыми, становясь более отзывчивым к воспитателю; на этом же этапе к моделям поведения добавляются следование и «цепляние». Чёткая привязанность развивается на третьем этапе, в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. Поведение ребёнка по отношению к воспитателю приобретает целевой характер — он стремится достигнуть условий, в которых сможет чувствовать себя в безопасности. К концу первого года ребёнок демонстрирует уже целый набор моделей поведения, предназначенных для поддержания близости. Они проявляются как сопротивление при уходе воспитателя, приветствие при его возвращении, «цепляние» при испуге и следование при появлении такой возможности. С развитием способности самостоятельно передвигаться, ребёнок начинает использовать воспитателя или воспитателей в качестве «надёжной базы» для исследования окружающего мира. Активность исследования у ребёнка будет выше в присутствии воспитателя, поскольку его система привязанности расслаблена, и он предрасположен к изучению нового. Если воспитатель недоступен или не реагирует, поведение привязанности проявляется сильнее. Беспокойство, страх, болезнь и усталость также заставляют ребёнка усиливать это поведение. На третьем и последующих годах жизни, по мере того, как ребёнок начинает рассматривать воспитателя как независимую личность, формируется более сложное и целеуправляемое сотрудничество. Дети начинают замечать цели и чувства других и планировать свои действия соответственно. Например, в то время как младенцы плачут, когда им больно, двухлетние дети плачут, чтобы позвать воспитателя, и если это не срабатывает, они плачут ещё громче, кричат или бегут за ним.

Основные положения

Согласно Боулби, поиск близости к объекту привязанности в случае угрозы является основной задачей поведенческой системы привязанности.

Система привязанности очень надёжна, и маленькие дети формируют привязанности очень легко, даже при условиях, далёких от идеальных. В первые месяцы жизни дети не отдают преимуществ их биологическим родителям перед другими людьми (а также не делают различий по возрасту и другим характеристикам). Предпочтение в отношении определённых людей и поведение, требующее у них внимание и заботу, вырабатывается в течение значительного периода времени.

 Дальнейшие исследования заставили авторов, обсуждающих теорию привязанности, прийти к пониманию, что на социальное развитие влияют как более ранние, так и последующие отношения.

Ранние взаимодействия с воспитателями постепенно приводят к зарождению системы мыслей, воспоминаний, верований, ожиданий, эмоций и моделей поведения в отношении себя и остальных. Эта система, называемая «внутренней рабочей моделью» социальных отношений, продолжает развиваться с течением времени и получением опыта. Внутренние модели регулируют, объясняют и предсказывают собственное поведение, связанное с привязанностью, а также поведение объекта привязанности. Они позволяют ребёнку поддерживать новые типы социальных взаимодействий; например, дают знания о том, что к младенцам относятся по-другому, нежели к старшим детям, или что взаимодействия с учителями и родителями обладают общими характеристиками. Эта внутренняя рабочая модель продолжает развиваться и в продолжение зрелого возраста, помогая поддерживать дружеские, семейные и родительские отношения, каждые из которых включают различные модели поведений и чувства.

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости» (Фалберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Было доказано, что наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослого воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них. Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности, являются нежное, бережное обращение взрослого, эмпатия, поддержка, подбадривание.

В случае если привязанность сформирована правильно, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим ( Fahlberg ).

(Морозова Татьяна Юрьевна, клинический психолог, консультант по развитию служб помощи семьям с детьми раннего возраста, the EVO Group

Довбня Святослав Васильевич. детский невролог, консультант по развитию служб помощи семьям с детьми раннего возраста, the EVO Group

Из книги "В поисках решения", изд. КАРО, 2007 год)

 

И еще о привязанности в детстве 

Огромный вклад в понимание потребностей маленьких детей внесли работы Джона Боулби и его теория привязанности. Боулби подчеркивал огромное значение отношений между матерью (либо человеком, который ее заменяет) и ребенком. Эти отношения являются основой успешного развития ребенка.

Психиатр и психоаналитик по образованию, Джон Боулби имел большой опыт работы с "трудными детьми". Еще будучи студентом, он пришел к пониманию того, что многие трудности в поведении и социальной адаптации, возникающие у детей, связаны с нарушениями отношений между ребенком и родителями. Особенно его интересовали проблемы агрессивности подростков, которые не могли делиться своими чувствами с другими людьми, а также понимать чувства окружающих.

Джон Боулби также интересовался исследованиями, сделанными в биологии развития и этологии (науки, занимающейся изучением поведения животных в естественных условиях). Его внимание особенно привлекли работы Лоренца, занимавшегося исследованиями импринтинга у птиц, и Харлоу, показавшего, что у приматов роль матери состоит не только в том, что она кормит своего детеныша, но и во многом определяется тем, что она дает своему детенышу теплоту и покой. Эти работы оказали большое влияние на понимание природы отношений между новорожденным ребенком и его матерью.

Анализируя данные, полученные учеными разных специальностей и направлений, Боулби приходит к заключению о необычайной важности ранних отношений между матерью и младенцем. Боулби был не согласен с постулатом психоаналитиков, считавших, что основой формирования ранних отношений между матерью и ребенком является то, что мать кормит своего новорожденного. Формулируя теорию привязанности (1969), Боулби заявляет, что основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. Это ощущение безопасности необходимо для выживания и развития младенца.

Боулби понимал, что механизмы, обеспечивающие взаимосвязь новорожденных детей и их родителей, значительно отличаются от механизмов привязанности у животных, но при этом имеют некоторые общие закономерности.

Боулби считал, что формирующаяся привязанность дает ребенку возможность развиваться и познавать окружающий мир. Она позволяет ему учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких и чужих.

Описывая развитие привязанности, Джон Боулби отмечает, что это процесс, который развивается во времени.

Работы Боулби и его последователей привели к изменению форм ухода и заботы о маленьких детях во многих странах. Многие специалисты продолжили развивать и применять работы Боулби. "Младенец не существует сам по себе", - это высказывание принадлежит педиатру и психоаналитику Дональду Винникотту, утверждавшему, что младенец неотделим от своей матери. Как физическое, так и психическое развитие младенца в огромной степени зависит от его отношений с близкими и от того, в каком окружении он живет.

Определение привязанности

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс. В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding). Уже спустя краткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи.

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т. д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003).

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери, но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Кто может являться объектом привязанности?

Неверно утверждать, что единственным объектом для формирования привязанности может быть мать. Привязанность формируется и к отцу, к бабушке и дедушке, старшим братьям и сестрам, если они участвуют в воспитании и заботе о ребенке и проводят с ним значительную часть времени. Это могут быть и приемные родители, и усыновители, и опекуны, и воспитатели - в данном случае важно, чтобы присутствие другого человека было надежным и постоянным, чтобы он был готов позаботиться о малыше. Этот человек также должен обладать определенным набором того, что считается традиционно материнскими свойствами: умение создавать для ребенка ощущение безопасной и эмоционально-теплой обстановки, сохранять ее и отвечать на малейшие эмоциональные и физические потребности ребенка. Надежный, постоянно находящийся рядом взрослый помогает ребенку справиться с трудностями повседневной жизни. И чем меньше ребенок, тем сильнее его потребность в поддержке взрослого.

Как ребенок устанавливает контакт со взрослыми

Ребенок рождается беспомощным и неумелым, но при этом он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности. Как и способность ребенка привлекать свою маму, так и способности новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша.

Новорожденный младенец "настроен" на поиск взрослого, он активно выделяет человеческое лицо среди других объектов, различает запах материнского молока, радуется и оживляется в ответ на обращенное к нему внимание.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять людей в окружающем мире. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и звуки, исходящие от человека, прежде всего матери, как уникальные и отличающиеся от других звуков, зрительных объектов и стимулов. Младенцы также с первых минут жизни способны имитировать выражение лица их партнера по взаимодействию (хмуриться, улыбаться, высовывать язык). Малыш начинает выделять "своего" взрослого среди других, радоваться, когда близкий человек приходит и расстраиваться, когда он уходит.

Формирование привязанности - естественный процесс

Привязанность между матерью и младенцем формируется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимодействия.

Мама, которая заботится о своем ребенке, не делает ничего специального или высокопрофессионального, чтобы привязанность формировалась. Привязанность не абстрактная или высокотехнологичная категория, для формирования которой необходимы специальные знания и навыки. В формировании привязанности нет ничего сверхъестественного или магического. Мама или человек, который заменяет ее, просто находится с ребенком в течение длительного времени, заботится о нем, разговаривает, знакомит малыша с окружающим миром, старается понять, в чем сейчас нуждается ребенок, и дать ему это, защищая ребенка от переутомления, страха, боли, голода и т. д.

Иногда начинает казаться, что для формирования привязанности необходимо, чтобы мама обладала целым рядом необыкновенных способностей, полностью посвящала себя только ребенку, не хуже профессионалов знала особенности его развития и т. д. Это далеко не так. Дональд Винникотт ввел очень важное понятие "достаточно хорошая мать". Винникотт писал, что все самые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. Это то, что мама делает и знает "просто благодаря факту материнства". По словам Винникота, даже профессионал, имеющий подготовку в области медицины, будет восхищен "интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому". При этом "фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением". Мама, являясь важным человеком для малыша, старается выполнять все его желания. При этом мама не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о себе и своей жизни. Винникотт пишет "если бы мама была идеальной, то она удовлетворяла бы потребности крохи в момент возникновения. Но тогда малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить". Кроме того, подчеркивается, что мамины потребности - возможность отдохнуть, позаниматься собой, уделять внимание мужу и другим близким, встречаться с друзьями - также очень важны и для ребенка.

Если мама постоянно находится только с малышом, забывая о себе, то со временем у нее накапливается усталость, она может почувствовать себя отстраненной от жизни. Это может приводить к возникновению депрессии и просто ухудшению настроения, что не самым лучшим образом может сказаться на ребенке. Кроме того, не стоит недооценивать значение для ребенка отца и других родственников, которые также могут и должны быть вовлечены в заботу о малыше.

Мамы могут быть разными: иметь высокий или совсем небольшой уровень образования, работать или предпочитать оставаться дома. Самое главное, чтобы окружающие ребенка люди любили и заботились о малыше. Для ребенка ничего не может быть важнее его семьи.

Привязанность и социальная адаптация

Выше уже шла речь о том, что взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Во-первых, ребенок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что мама не отвечает ему страхом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать "принимает" страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока ребенок не успокоится. Несколько месяцев спустя ребенок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит благодаря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают малышу справляться со своими чувствами.

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего, что является проявлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с матерью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких и теплых отношений с близкими. Л. С. Выготский указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например, к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний (М. Раттер, 1987). Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому - отрыв ребенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей последующей жизни.

Надежная привязанность приводит к развитию самостоятельности

Привязанность ребенка со временем развивается и укрепляется. До 6 месяцев малыш может "позволять", чтобы о нем заботилась не только мама, но и другой человек. К 6 месяцам он уже может начать настороженно относиться к тому, что его берет на руки посторонний. В возрасте 9-11 месяцев появление незнакомого человека может сильно напугать ребенка. Во всем мире дети проходят через период боязни посторонних людей. Проявление такого страха показывает, что ребенок хорошо понимает, что с близкими ему спокойно и комфортно. Даже короткое расставание с мамой приводит к тому, что ребенок на какое-то время может стать более пассивным, меньше исследовать окружающий мир. Игра ребенка также становится более пассивной.

Однако страх незнакомых людей вовсе не означает, что мама должна постоянно находиться возле ребенка. Если у ребенка сформирована привязанность и он "знает", что мама обязательно вернется, временное разлучение не станет сильным потрясением для него.

Самостоятельность, как и привязанность, формируется у ребенка постепенно. Надежная привязанность, уверенность ребенка в том, что близкие его не бросят, всегда придут на помощь, является основой для последующего формирования самостоятельности.

Примерно к возрасту 8-9 месяцев, когда младенец сможет самостоятельно передвигаться, он начинает отползать от матери на некоторое расстояние, но всегда возвращается обратно в "безопасную гавань". Ребенок готов к подобной краткой разлуке только тогда, когда он чувствует себя в безопасности. Эта безопасность позволяет ребенку исследовать окружающий мир, делиться своими эмоциями, просить помощи и защиты у взрослого.

Разлука

Опыт разлуки, также как и привязанность, важен для развития ребенка.

Важно, чтобы рядом с ребенком был кто-то, кто смог бы его утешить и успокоить, чтобы разлука, хоть и болезненная, не стала разрушительной для малыша. Реальная опасность заключается в том, что ребенок может оказаться в ситуации, когда разлука станет для него непереносимой. В зависимости от возраста, ребенок может реагировать на отсутствие мамы (или человека, ее заменяющего) по-разному. Дети могут кричать и плакать, привлекая к себе внимание, они могут стать более беспокойными или наоборот - пассивными.

До определенного возраста у ребенка нет понимания того, что если он не видит маму в настоящий момент, то она продолжает существовать. Это часто пугает детей, они могут реагировать на отсутствие матери протестом. Многим мамам знакомо то время, когда их годовалый или полуторагодовалый малыш не давал им возможности даже закрыть дверь ванной, и они постоянно слышат его негодующие или испуганные крики. Однако то, что мама всегда возвращается, дает ребенку возможность со временем понять, что его никогда не бросят, не оставят одного. Некоторые дети не проявляют серьезного протеста, когда остаются на какое-то время без мамы. Они ведут себя довольно тихо, так что окружающие не всегда могут понять, что ребенок испуган. Однако, когда мама возвращается, ребенок бросается к ней, рыдает навзрыд, либо долго капризничает. Маленькие дети не могут выражать своих чувств словами. Их плач или капризы могут означать, что чувства, которые накопились за время отсутствия мамы, они могут выразить только ей.

Если ребенку пришлось столкнуться с длительной разлукой, например, в случае госпитализации матери, то ситуация может быть очень тяжелой. Ребенок может очень серьезно переживать, у него могут возникнуть трудности со сном, едой, его может быть очень нелегко утешить. Семьям, которые сталкиваются с такими ситуациями, может потребоваться помощь специалистов: психологов или других профессионалов, которые помогут близким найти способ утешить ребенка. Такая помощь может снизить негативное влияние разлуки на дальнейшее развитие ребенка.

Степень переносимости разлуки ребенком зависит нескольких факторов. Это и качества привязанности, возраста ребенка, стадия его эмоционального развития, а также его индивидуальные особенности. Важным фактором также являются особенности человека, который заменяет мать во время ее отсутствия.

По мере взросления ребенка мама постепенно уже не так чутко и незамедлительно реагирует на его проявления недовольства. Если мама не реагирует на те небольшие трудности, с которыми ребенок в состоянии справиться самостоятельно, то этим она помогает ему в решении основной задачи развития - потребности в психологической самостоятельности. Для успешного преодоления многих возникающих трудностей, малышу часто важно просто присутствие взрослого, даже если этот взрослый не предпринимает никаких действий.

Некоторые люди считают, что детям нужны болезненные уроки для того, чтобы они могли в дальнейшем справляться с жестокостью этого мира. Да, определенные трудности необходимы, но именно безопасная привязанность помогает лучше справиться с возникающими трудностями. Ребенок будет мало адаптивным в меняющейся ситуации, если его раннее чувство привязанности недостаточно надежно.

Яндекс.Метрика