Детский клуб-студия Пластилин Детский клуб-студия Пластилин
вы находитесь на странице:  главная > виды занятий > младенцы до года > всему своё время

Всему свое время

Лизель Полински

Добрый день, дорогие дамы и господа.

Меня зовут Лизель Полински, я основательница PEKiP, больше 20-ти лет работаю ведущей групп и тренером PEKiP и сегодня хочу рассказать о теме «время» исходя из собственного опыта. Я рада, что читаю этот доклад здесь, в Праге.

Мысли о значении времени в воспитательном процессе с учетом PEKiP'a

На самом деле у меня совершенно не было времени на этот доклад, потому что дома у меня есть свои курсы, я провожу тренинги и у меня есть семья. Вам это знакомо? Может и у вас на самом деле не было времени прийти сюда? Подумайте, когда вы в последний раз говорили «У меня нет времени!»? Может даже перед поездкой, детям: «Мне нужно успеть на поезд, извините, но у меня нет времени возиться с вами». Да, мы часто говорим о нехватке времени.

Эта фраза, «у меня нет времени», используется очень часто. Что мы извлекаем из нее? Что говорящий очень занят. Скорее всего, этот человек успешен, наверное, и денег у него много. В нашем обществе у человека не должно быть времени, иначе он может показаться подозрительным, не преуспевающим или даже безработным. Или с ним что-то не так?

Но правда ли это?

Одна цитата, которой я следую в своей жизни, гласит:

Самый дорогой подарок, который мы можем подарить, - это наше время. Иметь время на что-то - не вопрос времени. (Антон Кнер)

Давайте просто начнем с начала жизни. Во время беременности часто пытаются различными   обследованиями   предсказать,   когда   же   родится   ребенок.   Кстати, преждевременные роды случаются чаще у тех матерей, которые работают на полную ставку, у них нервная работа, а значит, и беспокойный образ жизни. Большинству матерей хочется, чтобы ребенок родился до назначенной даты, потому что ожидание воспринимается как нечто неприятное, а ждать мы не научились. Врачам также нужно, чтобы ребенок родился вовремя. А если нет, то матери часто дают средства, вызывающие схватки, - даже если в этом нет медицинской необходимости.

Еще одно важное высказывание о времени:

Любить человека - значит всегда найти для него время. (Источник неизвестен)

Когда ребенок наконец родился, история продолжается. Если он медлит при кормлении или у матери не сразу появляется молоко, мы не пытаемся дать им время привыкнуть друг к другу и выработать удачный процесс кормления. Вместо этого ребенок получит первую свою бутылочку.

Тут же возникает новая проблема: «Когда же он будет спать спокойно?» А не: «Как бы нам облегчить младенцу переход от комфорта в утробе к жизни в нашем мире?»

Дома все продолжается: новорожденный должен ориентироваться на наши представления о времени, а не наоборот.

Но как же быть с новорожденным и его потребностями? Младенец голоден, ощущает дискомфорт - и плачет. Он перестанет плакать только тогда, когда во рту окажется грудь матери или бутылочка, и он сможет сосать. Тут важно, чтобы мать реагировала быстро, чтобы ребенок знал: если он проголодается, голод будет утолен. Так устанавливается первичное доверие. Четкий режим кормления непонятен новорожденному, потому что у него еще нет представления о времени. Если не принуждать ребенка, быть внимательным к нему и отличать потребность в пище от других его потребностей и утолять ее достаточно быстро,  ребенок сам  и без давления  научится  регулировать время кормления.

Когда ребенок станет немного старше, он начнет успокаиваться уже когда его будут брать на руки, потому что он понял: если мама берет меня на руки, значит скоро и покормит.

Спустя некоторое время ребенку хватит того, что мама вошла в комнату. Он знает: если мама вошла, она меня возьмет на руки и покормит. Эти связи усваиваются ребенком, если мама или папа, или другой близкий человек будут своевременно реагировать, когда ребенок выражает свои потребности.

Основываясь на этом доверии в начале жизни, ребенок со временем научится понимать, что его потребности не получится удовлетворять всегда - или не всегда сию секунду. Он станет подстраиваться под обычные часы кормления и будет определять сам, что и сколько он хочет съесть. И сам должен будет помнить, что снова поесть можно будет только в следующий раз, даже если в этот раз он съел мало.

Так же важен и сон - и тут тоже нельзя принуждать. Ребенку надо дать право спать, когда ему хочется и брать его на руки, когда он выспался. Важно внушить детям доверие к собственному организму и необходимость прислушиваться к своим потребностям (примеры: Анке и маргарин, Томас и соленые огурцы).

Для естественного развития ребенку нужно время, посвященное не только его физиологическим потребностям. Его любопытство ко всему новому и желание двигаться и заниматься чем-либо должны восприниматься как нечто важное и поддерживаться его близкими Особенно это удается, если ребенку уделяют много времени. Позже, когда дети подрастают, мы также сможем побуждать ребенка к терпеливому ожиданию.

Исследования показали, что дети, которым родители уделяют мало времени, которые должны «быть послушными», которым не позволяют много двигаться и прикасаться к чему-либо, развиваются с запозданием. Таким детям рано начинают покупать «вспомогательные средства», например, качели, манеж или кресло-ходунки (мы ведь тратим на ребенка деньги!).

Также и телевизор и мультики используются на первом году жизни, чтобы занять ребенка. В начале этого года я видела в газете статью, которая называлась «Первое видео для младенцев - хит в США». Это видео было разработано двумя мамами, которые часто гуляли вместе и заметили, что их дети радуются, когда из своих колясок видят друг друга. Психологами уже давно открыто, что младенцев захватывает разглядывание лиц, а особенно лиц детей. Вместо того чтобы воспринять эти взаимоотношения детей как нечто важное и призвать всех родителей, дать своим детям побыть вместе, возникло видео, на котором показываются 85 лиц младенцев, которые смеются, плачут, болтают или просто смотрят по сторонам. Это видео как ничто иное привязывает малышей - к экрану. Еще примечательно, что на видео показаны только лица, а не младенцы в движении. Ведь тогда дети, может быть, захотели бы двигаться, а не просто смотрели бы в экран.

Это видео было продано более 100 000 раз и даже рекомендовано специалистами с обоснованием, что родители могут расслабиться, пока дети смотрят кино.

Я считаю, что родители расслабились бы лучше, если бы ходили гулять с другими

родителями, общались, дышали свежим воздухом и двигались, а дети могли бы смотреть

друг на друга и вместе радоваться.

Но откуда все это знать родителям?

Чтобы стать родителями, не нужно доказывать свою компетентность, а воспитание не преподается как предмет (кроме обучения на соответствующую профессию). Жизнь показывает, что родителям трудно научиться жить с детьми и воспитывать их. Эта мысль приводит нас к выводу, что важно облегчить детям и родителям начало совместной жизни с самых ранних стадий и быть опорой для них.

Еще одна пословица, автор которой мне неизвестен:

Со временем все образуется, если у нас это время есть. Время выигрывает только тот, кто не спешит.

В качестве примера я хочу подробнее осветить PEKiP. Игры PEKiP'a были, как известно, разработаны пражским психологом Ярославом Кохом. В Институте Матери и Ребенка он занимался с малышами. Он играл с детьми не ежедневно в назначенное им время, а вместе со своей ассистенткой проводил за игрой с детьми все время их бодрствования. То есть он подстраивался под детей, их представления о времени, возможности и потребности.

Время игры могло изменяться, быть короче или длиннее в зависимости от потребностей или, к примеру, от измененного ритма сна и бодрствования.

На этой стадии у нас, ведущих групп PEKiP, усложняется задача. Мы должны идти на компромисс со временем. В организациях невозможно работать без учета времени, время устанавливается нами, или даже чаще, кем-то.

Но и у родителей есть свое представление о том, когда им удобнее всего приходить на занятия в группу. Часто они хотят, чтобы и отцы могли принимать участие в группе, что логично. На практике это часто значит, что занятия проводятся ранним вечером, потому что до этого времени папы работают. Но что это обозначает для детей, чьи интересы должны быть учтены в любом случае? Ведь, как мы заметили, они еще не научились приноравливаться к определенному времени. Значит, мы подстраиваем время под детей. Что же для них-лучшее время? Они должны быть в фазе бодрствования, быть сытыми и хотеть двигаться.

Дома родители могут использовать эту фазу бодрствования для игры с ребенком, и это я рассказываю им в первый вечер занятий.

Каждому из восьми детей больше подходит другое время занятий в группе, но такое личное, идеальное время быстро меняется. Мы же, к сожалению, должны придерживаться общего времени.

Как выглядит ситуация со временем на занятиях PEKiP? Групповые занятия PEKiP длятся по 1,5 часа, что однако не обозначает, что все 1,5 часа с детьми будут чем-то заниматься. Если повезет, за эти 1,5 часа дети не будут спать в какой-то момент, будут воспринимать окружающих и смогут интенсивно поиграть с мамой или папой. Но может произойти и так, что ребенок проспит все групповое занятие.

В первый вечер занятий я пытаюсь убедить родителей не будить своего ребенка. Им это не всегда просто, потому что они сейчас ожидают совместной игры и того, что ведущая группы покажет что-то конкретно для их ребенка. Возможно, они знают, что их дети радуются другим детям, и хотят дать им возможность побыть вместе. Кроме того, они заплатили за курс деньги.

Так родители иногда не учитывают потребности ребенка, который не прощает этого - он начинает плакать. Некоторые родители сразу же делают из этого выводы, другим надо перенести чувства ребенка на собственную ситуацию. Часто помогает совет представить себе, как бы они себя чувствовали, если бы они устали, а их бы просто взяли и разбудили. И к тому же требовали быть в восторге от этого.

Во всяком случае важно интенсивно заниматься с мамой, даже если ребенок спит. Благодаря этому мама понимает, что она важна, что с ней налаживают контакт и без ребенка и подсказывают, чем можно заняться с ребенком дома. Благодаря такого рода положительному опыту мама учится принимать ситуацию как она есть, в других ситуациях видеть потребности ребенка, сравнивать их важность с важностью своих желаний и находить решение, приемлемое для обоих.

Почему родители приходят в группу PEKiP? Когда, 20 лет назад, я начинала вести свои первые курсы, родители просто были рады встретиться с другими родителями в подобной ситуации, обменяться опытом, научиться по-новому играть со своим ребенком и наладить интенсивный контакт с ним.

Сегодня существует много разных курсов для родителей с ребенком. От курсов массажа для младенцев, групп кормления, групп общения родителей с детьми и до курсов послеродовой гимнастики, во время которых дети находятся под присмотром. В этом разнообразии родители часто делают выбор с точки зрения наибольшей отдачи. Это потребительское отношение, ориентирование на успех уже в отношении младенцев, часто оказывает давление на ведущих групп.

Ведущим групп нужно в ситуации оказываемого на них давления объяснить родителям, что у них должно быть время понаблюдать за своим ребенком, воспринимать и понимать его потребности, учитывать их, что может обозначать, что иногда с ребенком и не нужно ничего делать.

Препровождение времени с людьми в похожей ситуации может передать ощущение дома, защищенности, самоопределения и последовательности. Особенно в PEKiP есть шанс увидеть и  научиться  принимать  индивидуальное развитие собственного ребенка, поскольку на тему развития ребенка не говорят, зато дают его прочувствовать и увидеть.

На групповых занятиях я часто вспоминаю такое высказывание:

Детей и часы нельзя постоянно заводить. Надо давать им и просто идти.

(Источник неизвестен)

У матерей, приходящих со вторым или третьим ребенком, часто выражено «только» желание осмысленно и интенсивно заниматься ребенком и чтобы другие дети не отвлекали. В этом они являются примером для других матерей.

Каким образом тогда проявляется фактор времени на групповом занятии PEKiP? Каждому рады тогда, когда он придет. Родителям не надо ощущать, что они должны бежать, чтобы прийти вовремя. Если они пришли раньше, у них есть время настроиться на группу. Время PEKiP для родителей начинается тогда, когда они входят в помещение. Так как в помещении тепло, я их с самого начала подбадриваю раздевать ребенка и заниматься с ним тем, что им доставляет удовольствие.

Со временем они станут увереннее и будут спокойно начинать. Родители редко приходят все в одно время, поэтому начинать одновременно обычно не получается. Особенно когда родители приходят все в разное время, ведущий группы имеет возможность работать напрямую с отдельными мамами.

Самый важный час - всегда настоящий. Самый значимый человек для меня всегда тот, кто сейчас стоит передо мной. (Мейстер Экхарт)

Ведущие группы PEKiP должны для начала вселить веру в матерей и отцов в их компетентности, чтобы у них возросла уверенность в себе.

Разговор с каждой матерью - важная составляющая PEKiP.

- Каждому из нас недостает внимания окружающих

- Каждому нравится, чтобы с ним были искренне и внимательны к его действиям

- Каждый следит за реакциями своего окружения

Цель PEKiP для родителей - опробовать приобретенные способности, стать более чуткими и уверенными в обращении с младенцем и использовать в быту запомнившееся (например, советы). В этом я, как ведущая группы, стараюсь укрепить родителей. Исследования показали, что установки могут изменяться в процессе реализации новых форм поведения.

Мы всегда даем положительную обратную связь родителям, когда замечаем их внимательное чуткое поведение по отношению к ребенку.

Такое одобрение создает уверенность в собственном поведении и укрепляет ощущение собственной значимости у родителей. Оно проявляется и ведет к повторению, чтобы родители снова могли показать себя с положительной стороны. Позитивная обратная связь укрепляет желание достигать результатов и повышает готовность к саморазвитию. Пример: «Здорово, как быстро ты научилась поднимать Юлю через бедро. Это не так просто, ведь для тебя это было чем-то совершенно новым». Доброжелательная атмосфера повышает желание учиться.

Ничто так не помогает изменить поведенческие стереотипы как конкретное обсуждение отдельных ситуаций. Сместить акцент в поведении с негативного на позитивный мы можем помочь человеку только тогда, когда обращаем внимание на положительные стороны в его действиях.

Общая похвала - это, конечно, хорошо, но она почти не изменяет конкретного поведения. Если ведущая группы внимательна к мамам, дает положительный отклик, когда мамы чутко реагируют на детей и объясняет поведение детей, то

- отношения между мамой и ребенком улучшаются;

- мама становится адекватнее по отношению к ребенку;

- улучшаются отношение между мамами;

- дети научатся контактировать друг с другом;

- родители начнут больше уважать и принимать ведущую.

Этот процесс будет усиливаться, потому что родители будут видеть активных и довольных детей в группе. У них появится желание дома продолжать общаться со своими детьми   так   же   и,   следовательно,   дети   и   там   будут   самостоятельными   и уравновешенными.

Возможно, родители изначально ставили свои потребности на первое место, но они научатся тому, что в конечном итоге проще учитывать потребности ребенка и тогда, возможно, у них появится больше свободного времени. Важно, чтобы ведущие групп замечали положительные изменения в поведении родителей, озвучивали их и поощряли родителей закреплять это новое поведение. Ведущая группы радуется позитивным проявлениям в поведении родителей и может предлагать новые варианты обращения с ребенком (например, давать ему кольца, за которые он мог бы самостоятельно подтягиваться, вместо того чтобы поднимать его самим). Родители вспомнят поощрение в группе и повторят такое действие.

Ведущая группы не критикует, а подкрепляет положительное поведение. Если она не понимает поведения какой-то мамы, то уточняет напрямую у нее (например, ребенок начинает двигаться, а мама постоянно его притягивает обратно. Вопрос: «Я вижу, что твой ребенок хочет двигаться, но ты его не пускаешь»). Это может стать началом беседы о доверии к ребенку и тому, что он делает; может быть даже разговора со всеми, например, о квартирах, приспособленных для маленьких детей. Основываясь на таких конкретных примерах, которые наблюдает и ведущая группы, мамы могут сами или вместе с другими придумывать решения, в дальнейшем реагировать на подобные ситуации правильней и пробовать применить усвоенное.

Предлагая идею матери, ведущая группы уделяет ей и ее ребенку время.

Конкретнее:

Ведущая группы PEKiP

- наблюдает за отдельной мамой и ее ребенком;

- начинает разговор о том, что он заметил;

- предлагает идею, которая соответствует ситуации, состоянию мамы и ребенка и развитию ребенка;

- показывает на примере свою идею (например, на кукле) и объясняет ее;

- подбадривает маму использовать идею, поддерживает ее вербально и невербально;

- хвалит за чуткость по отношению к ребенку;

- хвалит за правильное выполнение своей идеи;

- разрабатывает совместно с мамой вариант идеи или подбадривает маму решить самой, изменит ли она игру, разовьет, повторит или прекратит;

- уделяет маме время;

- заканчивает разговор на положительной ноте (например, ребенок пинает ногой мяч).

Мама учится одновременно со своим ребенком, не торопится при опробовании новой идеи, чтобы лучше увидеть потребности ребенка. Когда мамы играют со своими детьми, они узнают больше об их развитии на настоящее время и вынуждены пробовать новые модели поведения, расширять свою точку зрения и шаг за шагом принимать новые установки. Если ребенок радуется, такие успехи подкрепят и утвердят новое умение.

Чтобы вырасти, нужно время. На поле, которое ежедневно вспахивают, не всходит пшеница. (Источник неизвестен)

Мама становится все более уверенной в своем поведении. Она не предвосхищает развитие ребенка, дает ему время, необходимое для развития. Ребенок самостоятельно определяет время, скорость, направление и цель своего развития.

Мама замечает, когда ребенку нужно время, например, когда он разглядывает собственные ладони, играет с ними и берет их в рот, и дает ребенку время на это-даже если она как раз хотела с ним что-то сделать. Дети, которым такого времени не дают, не смогут впоследствии сами заняться чем-нибудь.

На втором году жизни окружение ребенка выстраивается так, чтобы у него было время и пространство для свободного передвижения. Родители доверяют его способностям, наблюдают за его деятельностью, расширяют пространство его игры и вмешиваются только в случае опасности.

В развитии есть сензитивные фазы, во время которых что-то можно выучить особенно эффективно. Предвосхищать их не вполне целесообразно; но не стоит и упускать их, не использовав.

Пример из повседневного воспитания моей дочери, может быть, проиллюстрирует это. Мать одного из ее друзей сказала, что тому пора учить цвета. Теперь они говорили только «синий свитер, красные штаны» и т.д. Кроме того, повсюду в доме висели таблички с названиями цветов. Изначально меня это обеспокоило, потому что Анке совершенно не проявляла интереса к цветам. Ненамного позже она спросила меня - это красная машина? С этого момента ей стало интересно заниматься цветами. А ее ровесник не интересовался ими.

Группа PEKiP во время всего первого года жизни ребенка регулярно встречается раз в неделю. Когда я говорила с моим нынешним работодателем об условиях для своих курсов, он сказал: «Я думаю, что 10 занятий хватит любой маме. Если она к тому моменту не поняла ничего, то никогда и не поймет. Но я смогла убедить его, что для начала должно возрасти доверие, чтобы добиться изменения поведения и установок, а также понимания того, что на втором году жизни для развития становится актуальным что-то, что не имело значения на предыдущем этапе.

Регулярные, еженедельные встречи с индивидуальным подходом и четким подкреплением позитивного поведения каждой матери и каждого ребенка необходимы, чтобы обеспечить индивидуальное обучение.

Если уделять друг другу время каждую неделю, это

- облегчает опробование упражнений дома;

- позволяет детям привыкнуть друг к другу;

- добавляет радости в обучение;

- облегчает повседневную жизнь дома;

- соответствует пожеланиям большинства родителей;

- влечет за собой изменения в поведении.

PEKiP напрямую влияет на поведение родителей. «Как сделать» стоит на первом плане. Конечно, на это нужно время. Поэтому, группы PEKiP охватывают весь первый год жизни. Если родители не жалеют времени на занятия с младенцем, их способность к адекватному обращению с ним подкрепляется положительным и ощутимым опытом и они не скоро вернутся к своему старому стилю поведения. Новая способность в обращении с ребенком также ведет к улучшению отношений. Но и на это нужно время.

То, что курс длится год, важно и для того, чтобы сделать контакты между родителями и между детьми более интенсивными. Первые проблемы, такие как отношение к вопросу «ребенок что-то отнимает у другого ребенка. Как адекватно прореагировать?» решаются совместно с ведущей PEKiP. Цель работы PEKiP состоит также в том, чтобы оставаться вместе  дольше,  чем  этот  первый  год.   Родители  или  встречаются  как  группа самостоятельно   в   чьей-нибудь   квартире,   ищут   отдельное   помещение,   или  же присоединяются к существующей группе с ведущей.

За нами - время.

Перед нами - время.

Может, есть лучшие времена.

Но это время - наше. (Источник неизвестен)

Часто я слышу от родителей «Вот если бы ребенок уже ползал, все было бы гораздо проще». Или позже, что, мол, если бы он уже ходил, и т.д. Когда ребенок подрастает, часто приходится слышать, что когда он был маленьким, все было проще. Родителям нужно помочь признать настоящее для себя и детей самым правильным временем и показывать, как наслаждаться им.

Любит тот, кому не жаль времени на других и кто дарит им это время каждый день заново. (Лев Толстой)

В голландском городке Леуварден существует экспериментальный проект: двух-трехлетние дети четыре раза в неделю встречаются с пожилыми людьми (средний возраст - 85 лет) в доме для престарелых, который находится рядом с детским садом. Вместе они играют, поют, едят. Воспитатели говорят, что старики и малыши в этом возрасте великолепно дополняют друг друга. Старики могут дарить детям время, терпение и уравновешенность, чего обычно нет у других взрослых. С другой стороны, пожилые люди вместе с детьми способны на такое, чего от них уже не ожидаешь. В Голландии этот проект нашел многочисленных поклонников и был продолжен в других городах.

Работа от тебя не убежит, если ты покажешь своему ребенку радугу. Но радуга не станет ждать, пока ты закончишь работу. (Источник неизвестен)

У родителей часто нет времени на ребенка в важные моменты, но они думают, что все делают правильно, когда откупаются дорогостоящими игрушками или поездками. Они не видят, что для детей это - постоянный переизбыток впечатлений.

Исследование ассоциации немецких психологов показало, что 70% учащихся начальных школ говорят, что они испытывают стресс, потому что у них нет времени на спонтанную игру или перерывы и их время распланировано внешкольными мероприятиями.

Прогулка или игра на природе - не искусственно созданное занятие, а возможность подвигаться, побеситься, спокойно ощущать, слушать и подмечать мелочи, которые в спешке часто теряются. Именно нехватка времени у детей для свободной активности часто приводит к несчастным случаям и неуспеваемости в школе.

Сегодня все должно происходить быстро. Быстро едят, ездят, работают, делают покупки, живут. Ощущение покоя заменяется притупленностью чувств. Понятие «свободного времени» становится экзотичным и редко употребляемым словосочетанием.

В заключение я хотела бы дать вам в дорогу свое стихотворение.

Я желаю вам времени, времени, что зреет в вас,

Но и времени, которое с другими поделите.

Времени спокойного и мечтательного,

Без боязни потерять что-то важное.

Времени, о котором не подозреваете,

Времени для движения и нового опыта.

Благодарю вас за внимание! 

Яндекс.Метрика